• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пять научных фактов об исторической памяти

Ментальность выживальщиков, миф о Ельцине и ностальгия

©ISTOCK

Идеализация Советской эпохи привела к коммерциализации ностальгии

Восприятие советского прошлого как бесспорного и «правильного» выразилось в ностальгическом потреблении — популярности продукции с советской символикой среди разных поколений россиян. Такие товары часто не имеют ничего общего с реальными советскими. — их символический смысл: напоминание о «романтической» эпохе больших свершений и манипуляция ностальгической идентичностью.

Ментальность выживальщиков уходит в прошлое

По мере того, как стирается память о трагедиях ХХ века, исчезает и тревожная, травматическая ментальность, свойственная советским поколениям и транслируемая от дедов к внукам. Современные родители дают детям более оптимистичные жизненные напутствия, слабо связанные с семейной памятью.

Миф о Ельцине эклектичен и противоречив

Для россиян важнейшими историческими ориентирами, с которым сверяются события настоящего, стали советское прошлое и эпоха Бориса Ельцина. Однако коммеморация первого президента России выглядит довольно эклектично: его ставят в один ряд и с монархами, и с демократами и прибавляют ко всему этому мифологические параллели.

Цифровые архивы добавляют прошлому объем

Интернет-коллекции личных свидетельств о событиях ХХ века — мемуаров, дневников, фотографий, писем — формируют новое, деидеологизированное пространство памяти. Такие краудсорсинговые проекты объединяют людей разных убеждений, профессионалов и любителей. В них разносторонне осмысляются самые тяжелые исторические травмы: революция, сталинизм и Большой Террор.

Новые практики празднования 9 Мая могут разобщать россиян

Память о Великой Отечественной войне и Дне победы по-прежнему консолидирует общество. Однако новый стиль проведения 9 Мая вызывает жаркие дискуссии. Часть общества считает «карнавалом» солдатскую форму на детях и взрослых, детские коляски, стилизованные под танки, и наклейки с лозунгами на автомобилях. Другая часть общества видит в этой атрибутике гордость за страну.

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 февраля