• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
В ведущих российских университетах могут появиться электронные библиотеки онлайн-курсов, что позволит повысить качество обучения. Перенеся в виртуальную сеть теоретические лекции, преподаватель сможет больше времени посвятить общению со студентом: разбору интересных примеров, демонстрации оборудования, ответам на вопросы, проведению мастер-классов, считает автор онлайн-курса «Компьютерная графика», сотрудник Московского института электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ Денис Королев.
Образовательное сообщество хотело бы использовать новые достижения нейробиологии – науки, изучающей мозг. Однако попытки транслировать достижения ученых нередко приводят к тому, что учебные методики создаются на основе заблуждений и мифов, отметил руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ Василий Ключарев в докладе «Нейробиология и образование: мифы и взаимосвязи».
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) может стать важнейшим ресурсом экономического развития российских регионов, сбалансировать рынок труда и снизить безработицу. В то же время, в России, вопреки мировым тенденциям, практики такого образования способны усиливать социальное неравенство, рассказал Марк Агранович на прошедшей в НИУ ВШЭ международной конференции «Региональная дифференциация образовательных систем».
Любознательность и внутренний интерес к предмету – вот важнейший фактор, позволяющий слушателям массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs) успешно окончить учебу. Внешние мотивы, такие как необходимость получения дополнительных знаний для карьерного роста, также играют важную роль для успешного завершения онлайн-учебы, выяснила в исследовании аналитик Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Семенова. Успехи этих категорий слушателей оказываются значимо выше достижений участников, не преследующих определенной цели при прохождении курса.
Стартовая зарплата выпускника университета – уравнение со многими неизвестными. На доход влияет множество факторов: качество образования, уровень подготовки, бренд вуза, наличие опыта, социально-экономический бэкграунд семьи, ситуация на рынке труда, выяснили завкафедрой экономики труда и народонаселения, проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин и аналитик Лаборатории исследований рынка труда Высшей школы экономики Виктор Рудаков. По сути, эксперты составили теоретическую матрицу для будущего мониторинга выпускников вузов, появления которого ждут все стейхолдеры системы образования: от семей до государства.
Чтение не является популярной формой проведения досуга среди современной молодежи. Классическая и современная литература в рейтинге популярности уступает лидирующие места фантастике, которая из книг выходит на экраны кинотеатров и дает сюжеты для компьютерных игр. Таким образом молодой человек становится не только читателем и зрителем, но и участником альтернативной реальности, отметила доцент департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Любовь Борусяк при исследовании читательских предпочтений современной молодежи. Результаты работы представлены на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Одни преподаватели сильнее вовлечены в дела вуза, личностно переживают его неудачи и радуются успехам, а другие этого не делают. Одни готовы работать в выходные дни, помогать коллегам, выполнять разнообразную внеучебную работу, а другие стараются делать не больше, чем формально закреплено в их контрактах и должностных обязанностях. Научные исследования показывают, что одним из важных различий между первыми и вторыми является уровень из приверженности организации, выяснил младший научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Андрей Ловаков.
Каждый седьмой взрослый россиянин в минувшем году получал дополнительное образование, отметили замдиректора Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль и старший научный сотрудник этого Центра Динара Бородина.
К университетам неприменима логика жесткой конкуренции и принцип «выживет сильнейший». Массовые вузы выполняют функцию социальных лифтов для молодежи и заслуживают поддержки наряду с элитными университетами, фигурирующими в мировых рейтингах высшей школы, рассказал немецкий эксперт по развитию высшего образования Ульрих Тайхлер в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования».
Студенты с международным опытом имеют преимущества при поиске работы и успешнее общаются с людьми. Университетам, заинтересованным в успешной карьере своих выпускников, нужно усилить интернационализацию обучения, пишет британский эксперт по международным программам вузов Элспет Джонс в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Повышение зарплат университетских преподавателей должно «конвертироваться» в более впечатляющие научные результаты. Вместе с тем, внедрение новой системы, с разделением зарплаты на базовую ставку и стимулирующую часть, поставило перед руководством вузов и преподавателями непростые моральные проблемы. Реализация академического контракта может уменьшить доверие в научном коллективе, демотивировать сотрудников и ослабить чувство сопричастности к своему вузу, полагает доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Иван Павлюткин.
Интеграция в международное образовательное поле вошла в планы развития многих университетов. В то же время ее стратегии и критерии оценки разработаны лишь в небольшом числе вузов, отметили голландские эксперты по международной деятельности вузов Адинда ван Гален и Рената Гилесен в статье в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».