• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
«Не держи в карманах посторонних вещей», «не употребляй кличек и прозвищ», «перед входом в школу вытри ноги» - так дотошно советская школа регламентировала правила поведения учеников. Подобные императивы усердно генерировали сами учебные заведения. Государство же, вопреки мифам, не было склонно к тотальному контролю в этой сфере и лишь намечало контуры правильного поведения ученика, рассказал научный сотрудник лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Кирилл Маслинский.
Повышение доступности дошкольных учреждений для детей от трех до семи лет сопровождается существенным ростом нагрузки на педагогов и ликвидацией ясельных групп. Ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек и преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анна Кононова изучили проблему доступности дошкольного образования.
Низкий уровень образования и доходов родителей может влиять на языковой багаж детей. Отсутствие у родителей времени или желания разговаривать с детьми о сложных вещах сказывается на развитии речи, мешает хорошо учиться в школе, а в перспективе — и преуспеть в жизни. Преодолеть воздействие неблагополучного семейного «бэкграунда» можно. Чтобы обеспечить детям социальный лифт, родителям нужно активнее заниматься с ними, рассказал научный сотрудник лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Кирилл Маслинский.
Процессы глобализации должны были способствовать снижению неравенства в мире. Но на деле ситуация выглядит иначе, разница в доходах населения в развивающихся экономиках, наоборот, растет. Чтобы это исправить, необходимо повысить уровень образования низкоквалифицированных рабочих, считает главный научный сотрудник Международной лаборатории анализа и выбора решений НИУ ВШЭ, лауреат Нобелевской премии по экономике 2007 года Эрик Маскин.
Международные программы двойных дипломов, казалось бы, – бесспорное благо. Молодежи они обеспечивают больше компетенций и карьерных возможностей, а вузам помогают обновлять учебные планы, развивать академический обмен и повышать международную репутацию. Тем не менее, к двойным дипломам в обществе остается немало вопросов, и первый из них — качество такого образования, рассказала лектор Института образовательных исследований провинции Онтарио (Канада) Джейн Найт в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Сложные задания тестов и несовершенные учебные программы препятствуют успешной сдаче экзаменов – основных (ОГЭ) и единых (ЕГЭ). Такая точка зрения у родителей московских школьников формируется задолго до экзаменов и, возможно, воспроизводит распространенные штампы. Это подтвердил опрос семей уже после сдачи детьми ОГЭ: постфактум аттестация не выглядит как непреодолимое препятствие, выяснили в ходе исследования Алина Пишняк и Наталья Халина.
Социальное неравенство часто воспроизводится в России в тех стратегиях образования, которые родители планируют для детей. Образованный средний класс, стараясь обеспечить детям успешное будущее, взыскательно выбирает школы для них и активно включается в учебный процесс, инвестируя в него силы и средства. Рабочие же, напротив, подстраиваются под обстоятельства. Сетуя на занятость и недостаток денег, они отдают детей в ближайшую школу и рассчитывают, что талант их ребенка сам пробьет себе дорогу, рассказала доцент департамента социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Лариса Шпаковская.
Образовательные амбиции школьников и степень образовательного неравенства могут отчасти определяться территориальными факторами: структурой местного рынка труда и экономической специализацией населенного пункта, выяснили в исследовании социологи НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и Светлана Савельева.
Концентрация собственности на природные ресурсы, а также их огромные запасы являются основным барьером на пути к накоплению человеческого капитала и переходу к экономическому росту. Об том рассказал преподаватель Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Антон Соловьев в докладе «Сырьевая зависимость и система образования: роль неравенства в распределении собственности на природные ресурсы».
Школы Московской области лидируют по числу мигрантов «полуторного поколения» – ребят из иноэтничных семей, переехавших в страну в возрасте старше семи лет. Им сложнее, чем иностранцам-дошколятам или детям мигрантов, родившимся уже в России, адаптироваться к местным условиям. Культурная идентичность «полуторного поколения» начала формироваться еще на родине, и они не всегда владеют русским языком, что порождает трудности в обучении. Завлабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и сотрудники лаборатории Валерия Иванюшина и Екатерина Казарцева впервые картировали этнический состав российских школ и миграционный статус детей-иностранцев.
Логика решений об отсеве студентов вуза напоминает судебный процесс, где студенту отводится роль подсудимого, а преподавателям – роли прокуроров и судей. Такой подход создает барьеры между учащимися и педагогами и оставляет открытым вопрос о миссии университета и профессоров в отношении студентов, отметили в исследовании сотрудники Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Иван Груздев, Евгений Терентьев и Елена Горбунова.
США проигрывают другим странам в области интернационализации высшего образования, выявило исследование, проведенное Международной ассоциацией университетов (International Association of Universities - IAU). Его результаты представила эксперт по интернационализации вузов, старший научный сотрудник IAU Мадлен Ф. Грин в журнале  НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».