• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
Сложные задания тестов и несовершенные учебные программы препятствуют успешной сдаче экзаменов – основных (ОГЭ) и единых (ЕГЭ). Такая точка зрения у родителей московских школьников формируется задолго до экзаменов и, возможно, воспроизводит распространенные штампы. Это подтвердил опрос семей уже после сдачи детьми ОГЭ: постфактум аттестация не выглядит как непреодолимое препятствие, выяснили в ходе исследования Алина Пишняк и Наталья Халина.
Социальное неравенство часто воспроизводится в России в тех стратегиях образования, которые родители планируют для детей. Образованный средний класс, стараясь обеспечить детям успешное будущее, взыскательно выбирает школы для них и активно включается в учебный процесс, инвестируя в него силы и средства. Рабочие же, напротив, подстраиваются под обстоятельства. Сетуя на занятость и недостаток денег, они отдают детей в ближайшую школу и рассчитывают, что талант их ребенка сам пробьет себе дорогу, рассказала доцент департамента социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Лариса Шпаковская.
Образовательные амбиции школьников и степень образовательного неравенства могут отчасти определяться территориальными факторами: структурой местного рынка труда и экономической специализацией населенного пункта, выяснили в исследовании социологи НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и Светлана Савельева.
Концентрация собственности на природные ресурсы, а также их огромные запасы являются основным барьером на пути к накоплению человеческого капитала и переходу к экономическому росту. Об том рассказал преподаватель Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Антон Соловьев в докладе «Сырьевая зависимость и система образования: роль неравенства в распределении собственности на природные ресурсы».
Школы Московской области лидируют по числу мигрантов «полуторного поколения» – ребят из иноэтничных семей, переехавших в страну в возрасте старше семи лет. Им сложнее, чем иностранцам-дошколятам или детям мигрантов, родившимся уже в России, адаптироваться к местным условиям. Культурная идентичность «полуторного поколения» начала формироваться еще на родине, и они не всегда владеют русским языком, что порождает трудности в обучении. Завлабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и сотрудники лаборатории Валерия Иванюшина и Екатерина Казарцева впервые картировали этнический состав российских школ и миграционный статус детей-иностранцев.
Логика решений об отсеве студентов вуза напоминает судебный процесс, где студенту отводится роль подсудимого, а преподавателям – роли прокуроров и судей. Такой подход создает барьеры между учащимися и педагогами и оставляет открытым вопрос о миссии университета и профессоров в отношении студентов, отметили в исследовании сотрудники Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Иван Груздев, Евгений Терентьев и Елена Горбунова.
США проигрывают другим странам в области интернационализации высшего образования, выявило исследование, проведенное Международной ассоциацией университетов (International Association of Universities - IAU). Его результаты представила эксперт по интернационализации вузов, старший научный сотрудник IAU Мадлен Ф. Грин в журнале  НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
И в России, и за рубежом студенты университетов порой действуют нечестно: списывают на контрольных, скачивают курсовые работы из интернета. Российская специфика академического мошенничества связана с установками учащихся. Они снисходительно относятся к подобным «маневрам» в процессе учебы и нередко считают коллективную работу на экзаменах проявлением взаимопомощи, пришла к выводу в ходе обобщения результатов множества исследований студенческих «маневров» исследователь Института образования НИУ ВШЭ Евгения Шмелева.
Жестокость со стороны родителей, влияние интернета и телевидения, а также маргинализация части общества способствует распространению насилия в школах. Вербальное насилие остается одной из самых распространенных форм проявления агрессии детей по отношению друг к другу, выяснила профессор, заведующая учебной социологической лабораторией НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ирина Сизова.
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) вызывают немало критики. Главные упреки связаны с высоким отсевом слушателей и тиражированием  неоколониализма. Но у образования в сети есть резервы повышения эффективности, рассказал Бен Вильдавски в свежем выпуске журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Система ценностей инноваторов в сфере образования в корне отличается от ценностных приоритетов населения России в целом. Прогрессивные директора школ, ректоры вузов и преподаватели во главу угла ставят самостоятельность, независимость и готовность рисковать ради достижения цели, отметили сотрудники НИУ ВШЭ Диана Королева и Татьяна Хавенсон в исследовании «Портрет инноватора образовани я XXI века».
Правительствам нужно уделять больше внимания поддержке массовых университетов, с одной стороны, и элитных исследовательских вузов, с другой. Ведь первые удовлетворяют растущие потребности рынка труда, а вторые готовят ученых, которые становятся драйверами экономики знаний, отметил Филип Дж. Альтбах в новом выпуске журнала НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».