• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образование
Повышение доступности дошкольных учреждений для детей от трех до семи лет сопровождается существенным ростом нагрузки на педагогов и ликвидацией ясельных групп. Ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек и преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анна Кононова изучили проблему доступности дошкольного образования.
На смену рейтинговым агентствам должны прийти отраслевые аналитические центры, созданные на базе университетов. Они смогут предоставить инвесторам доскональную информацию о состоянии отраслей и компаний, снизив тем самым инвестиционные риски, отметил профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Владимир Уланов.
Международные программы двойных дипломов, казалось бы, – бесспорное благо. Молодежи они обеспечивают больше компетенций и карьерных возможностей, а вузам помогают обновлять учебные планы, развивать академический обмен и повышать международную репутацию. Тем не менее, к двойным дипломам в обществе остается немало вопросов, и первый из них — качество такого образования, рассказала лектор Института образовательных исследований провинции Онтарио (Канада) Джейн Найт в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Сложные задания тестов и несовершенные учебные программы препятствуют успешной сдаче экзаменов – основных (ОГЭ) и единых (ЕГЭ). Такая точка зрения у родителей московских школьников формируется задолго до экзаменов и, возможно, воспроизводит распространенные штампы. Это подтвердил опрос семей уже после сдачи детьми ОГЭ: постфактум аттестация не выглядит как непреодолимое препятствие, выяснили в ходе исследования Алина Пишняк и Наталья Халина.
Социальное неравенство часто воспроизводится в России в тех стратегиях образования, которые родители планируют для детей. Образованный средний класс, стараясь обеспечить детям успешное будущее, взыскательно выбирает школы для них и активно включается в учебный процесс, инвестируя в него силы и средства. Рабочие же, напротив, подстраиваются под обстоятельства. Сетуя на занятость и недостаток денег, они отдают детей в ближайшую школу и рассчитывают, что талант их ребенка сам пробьет себе дорогу, рассказала доцент департамента социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Лариса Шпаковская.
Образовательные амбиции школьников и степень образовательного неравенства могут отчасти определяться территориальными факторами: структурой местного рынка труда и экономической специализацией населенного пункта, выяснили в исследовании социологи НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и Светлана Савельева.
Школы Московской области лидируют по числу мигрантов «полуторного поколения» – ребят из иноэтничных семей, переехавших в страну в возрасте старше семи лет. Им сложнее, чем иностранцам-дошколятам или детям мигрантов, родившимся уже в России, адаптироваться к местным условиям. Культурная идентичность «полуторного поколения» начала формироваться еще на родине, и они не всегда владеют русским языком, что порождает трудности в обучении. Завлабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Даниил Александров и сотрудники лаборатории Валерия Иванюшина и Екатерина Казарцева впервые картировали этнический состав российских школ и миграционный статус детей-иностранцев.
Логика решений об отсеве студентов вуза напоминает судебный процесс, где студенту отводится роль подсудимого, а преподавателям – роли прокуроров и судей. Такой подход создает барьеры между учащимися и педагогами и оставляет открытым вопрос о миссии университета и профессоров в отношении студентов, отметили в исследовании сотрудники Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Иван Груздев, Евгений Терентьев и Елена Горбунова.
Наличие высшего образования снижает риск бедности более чем в два раза, выяснили ведущие научные сотрудники Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Алина Пишняк и Дарья Попова. Результаты исследования показали, что доходы семей, где у всех взрослых есть высшее образование, на 20% выше среднего уровня. Напротив, если в семье нет взрослых с высшим образованием, благосостояние семьи оказалось на четверть ниже среднего уровня.
США проигрывают другим странам в области интернационализации высшего образования, выявило исследование, проведенное Международной ассоциацией университетов (International Association of Universities - IAU). Его результаты представила эксперт по интернационализации вузов, старший научный сотрудник IAU Мадлен Ф. Грин в журнале  НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
И в России, и за рубежом студенты университетов порой действуют нечестно: списывают на контрольных, скачивают курсовые работы из интернета. Российская специфика академического мошенничества связана с установками учащихся. Они снисходительно относятся к подобным «маневрам» в процессе учебы и нередко считают коллективную работу на экзаменах проявлением взаимопомощи, пришла к выводу в ходе обобщения результатов множества исследований студенческих «маневров» исследователь Института образования НИУ ВШЭ Евгения Шмелева.
Жестокость со стороны родителей, влияние интернета и телевидения, а также маргинализация части общества способствует распространению насилия в школах. Вербальное насилие остается одной из самых распространенных форм проявления агрессии детей по отношению друг к другу, выяснила профессор, заведующая учебной социологической лабораторией НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ирина Сизова.